Недавно в социальных сетях распространилась необоснованная информация о медицинском образовании. Но сегодня в сфере медицинского образования проделано ряд работ, благодаря чему проводятся эффективные реформы. В статье предоставлена информация о достижениях Ташкентского педиатрического медицинского института.
Сегодня особое внимание уделяется высшему медицинскому образованию, и с каждым годом эта сфера меняется в лучшую сторону. В новом Узбекистане медицинские высшие учебные заведения тоже обретают новый облик. Одним из них является Ташкентский педиатрический медицинский институт.
Институт является одним из крупнейших учебных заведений Центральной Азии и ведёт свою деятельность на протяжении уже почти 50 лет.

Используя созданные в институте условия, была налажена новая система подготовки кадров, согласно которой были достигнуты следующие изменения:
Прежде всего, в целях повышения эффективности научных исследований в институте обеспечен доступ не только к базе данных Scopus, но и к 6 всемирно признанным научным базам данных, таким как Web of Science, JSTOR, Hinari, ГЭОТАР, РИНЦ.
При этом за последние 5 лет в институте сформирована научная инфраструктура включающая в себя научные лаборатории института и его парнеров – специализированных научных и научно-практических медицинских центров, соответствующие мировым стандартам и оснащенные современным лабораторным оборудованием. Это, в свою очередь, обеспечивает достоверность и оригинальность данных, полученных в результате научных исследований.
Следует отметить, что далеко не все ученые мира удостаиваются публикации в журналах, входящих в международные научные базы данных, где механизмы публикации, особенно проверка в системе антиплагиат и процесс рецензирования научных работ, очень прозрачны и сложны, что исключает возможность плагиата и копирования научных работ. Конечно, нельзя и забывать о том, что настоящие ученые не издают научных трудов с целью для перепечатывания уже изданных работ и исполнения каких-либо планов по публикациям.
Кроме того, сегодня в мире существуют сотни программ проверки на антиплагиат, многие из которых используются в нашей стране. Этот факт лишний раз доказывает, что у исследователей исключена возможность копирования научных работ у своих коллег.
Кроме того, в институте внедрена кредитно-модульная система обучения и была проведена эффективная работа по цифровизации образовательного процесса посредством таких платформ, как электронный журнал, электронная платформа дистанционного образования, электронные расписания занятий, портфолио преподавателей и медиа-портал.
Примечательно, что созданы механизмы системного поощрения профессорско-преподавательского состава института, посредством которой обеспечивается постоянная мотивация коллектива. Создана система постоянного участия профессоров и преподавателей в курсах повышения квалификации и переподготовки, стажировках, тренингах и конференциях, а также участие в программах академического обмена.
В настоящее время в институте ведется работа на основе концепции цифровизации «Умный университет 3.0», стратегии интернационализации, плана развития и дорожных карт, направленных на обеспечение устойчивого развития института.
Эффективность применения этих процессов отражена в достижениях и результатах института за последние годы.
В частности, за последние пять лет количество факультетов увеличилось с 3 до 4, количество кафедр – до 36, количество образовательных направлений – с 4 до 7, количество специальностей магистратуры и клинической ординатуры – с 28 до 35. Соответственно увеличилось и количество студентов института, желающих стать врачами — с 3920 до 5600 человек. Это свидетельствует о том, что наш институт становится настоящим центром знаний.
К 2017 году научный потенциал института составлял 49%, но за истекший период учеными института было защищено 122 диссертации, а научный потенциал вырос до 55%. В зарубежных научных журналах опубликовано 1779 научных статей и 2936 тезисов, подготовленных профессорами и преподавателями.
Количество грантовых научно-исследовательских проектов, реализованных учеными института, достигло 14, зарубежных грантов – 4, а на проводимые исследования привлечено более 7,5 млрд сумов.
3 профессора института удостоены звания почетных профессоров университетов России и Кореи, 1 принят на работу профессором Российского университета дружбы народов.
В настоящее время институт сотрудничает в области образования и науки с более чем 150 ведущими образовательными и лечебными учреждениями Великобритании, Италии, Испании, Турции, Беларуси, Казахстана, Индии, Южной Кореи, Японии и Канады.
В рамках гранта Детского фонда Организации Объединенных Наций (UNICEF), проекта AUREUZ и гранта Фонда UNPFA были привлечены прямые инвестиции в размере 60 000, 30 000 и 5 000 долларов США соответственно.
В рамках программ Эразмус+ ЕС — UZHELTH, TechReh и китайских грантов, грантов немецкого банка KfW институт получил медицинские изделия и оборудования для образовательной и исследовательской деятельности на сумму 4,72 млн долларов. Корейское агентство международного сотрудничества (KOICA), Университет Ёнсей Южной Кореи и наш институт ведут работу по лицензированию и признанию образовательных программ института Республикой Корея на основе грантового проекта стоимостью 5,0 млн долларов.

Недавно, ведущее рейтинговое агентство Великобритании The Times Higher Education, объявило результаты рейтинга “Young University Rankings – 2022” (Рейтинг молодых университетов – 2022). Согласно результатам, Ташкентский педиатрический медицинский институт впервые вошел в международный рейтинг вузов с статусом — «Репортер».
Безусловно, приятно, что благодаря этому статусу наш институт сделал еще один большой шаг в качестве кандидата на вхождение в рейтинг ТОП-университетов мира.
Необходимо отметить, что в последние годы благодаря интеграции института с научно-практическими медицинскими центрами учеными института сделано много научных открытий. Например, в 2017 году в сотрудничестве с Республиканским специализированным педиатрическим научно-практическим медицинским центром в результате подготовки и переподготовки специалистов в престижных зарубежных клиниках впервые в Узбекистане была проведена уникальная операция кохлеарной имплантации у детей с нарушения слуха. Благодаря той практике за последние 5 лет были восстановлены слух и речевое развитие у 1550 детей.
Таким образом учитывая вышесказанное можно сделать выводы о том, что реформы в сфере высшего медицинского образования сегодня по своей актуальности и практической значимости не отстают от реформ в других сферах. И поэтому продолжение реформы в этой сфере в более широком масштабе является требованием нынешнего времени.
Шавкат Омонов,
Заведующий кафедрой Ташкентского педиатрического медицинского института, доктор медицинских наук, профессор
- ВКонтакте
- Telegram
- Viber