Отрывок из Постановления Совета Министров СССР о создании в 1972 году единственного педиатрического вуза в Центральной Азии — Средне-азиатского медицинского педиатрического института (САМПИ): «О создании Средне-азиатского медицинского педиатрического института в 1972 году в городе Ташкенте на базе педиатрических факультетов Ташкентского и Андижанского медицинских институтов Министерства здравоохранения Узбекской ССР». Первоначально институту было выделено здание 5-й инфекционной больницы в городе Ташкенте, здания действующего общежития и взрослой клиники ТашПМИ. Официальное открытие института состоялось 7 сентября 1972 года и он стал называться Средне-азиатским педиатрическим медицинским институтом — САМПИ.

Основная цель института заключалась в подготовке высококвалифицированных врачей и педиатров для среднеазиатских республик и Южного Казахстана. Причиной этого было большое количество детей в республиках Центральной Азии, отсутствие педиатров в регионе, высокий уровень заболеваемости и смертности среди детей и отсутствие передовых педиатров.

Первым ректором Института был назначен заместитель министра здравоохранения Узбекистана, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных заболеваний ТашМИ В. Маджидов. Позже на должность проректора по учебной работе был назначен доктор медицинских наук, профессор С.А. Долимов, проректором по научной работе — доктор медицинских наук, профессор О.С. Махмудов, проректором по экономическим вопросам — М.А. Камалов. Начальником учебного отдела был назначен Заслуженный учитель Узбекистана, доцент С.С. Руми, и деканом факультета — доктор медицинских наук, профессор Ф.Х. Назармухаммедов.

До открытия института началась очень тяжелая подготовительная работа. Были определены основные задачи, которые должны быть реализованы незадолго до начала учебного года: обеспечение 40 кафедр профессорами-преподавателями, учебным материалом и учебными базами, создание новой библиотеки, организация экономической деятельности института, перевод студентов 2-6 курсов педиатрических факультетов Ташкентского и Андижанского медицинских институтов и предоставление им общежитий, прием студентов на 1-й курс, и организация обучения на 1-6 курсах с 1 сентября.

Следует отметить, что новая команда нового института провела большую работу на общественных началах в течение двух месяцев летних каникул, были выполнены основные задачи и обучение началось в сентябре 1972 года. Команда нового института добилась начала обучения на всех 6 курсах одновременно и успешно прошла через тяжелые испытания. В течение организационного периода в 4 адаптированных учебных корпусах были созданы 18 теоретических кафедр, 6 лекционных залов и отделы ректорат. 22 клинических кафедр были расположены в медицинских учреждениях города Ташкента и Ташкентской области. В то время была получена необходимая материальная помощь от ТашМИ и его кафедр — школьные принадлежности, мебель, учебники и т.д. В 1972-1973 учебном году на 1-й курс было принято 703 студента и в числе 3170 студентов, начавших обучение в институте, были представители 32-х национальностей. В ряды студентов было зачислено 100 студентов из Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана, 603 студентов из Узбекистана и других стран Советского Союза. В конце этого учебного года 449 студентов успешно окончили институт. В сентябре 1972 года были избраны первые общественные организации, и они активно приступили к своей деятельности. Секретарем партийной организации был избран доцент Н.Х. Эшметов, Председателем Профсоюза сотрудников — доцент Р.К.Курбонов, , председателем Профсоюза студентов — Э.О. Турсунов, лидером Комсомола — Л.Иванова. Позже, такие организации, как школа молодых педагогов (глава — профессор К.С. Сулеймонова), Совет кураторов (председатель — У.З. Кадыров), общество «Билим» (глава — профессор В.А. Алимов) также активно начали свою деятельность.

В последующие учебные годы количество приёма студентов увеличилось до 800, а в отдельные годы даже до тысячи. Ежегодно принимались на первый курс до 50 студентов из Республики Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан, до 15 студентов из Южного Казахстана и около 600 учеников из городов и областей Республики Узбекистан.

До 1988 года институт находился в ведении Министерства здравоохранения СССР, после чего был передан в ведение Министерства здравоохранения Узбекистана. С тех пор прием студентов из соседних республик прекратился. 28 апреля 1989 года приказом №357 Министерства здравоохранения Узбекистана Средне-Азиатский медицинский педиатрический институт был переименован в Ташкентский педиатрический медицинский институт — ТашПМИ.

Начиная с 1990-1991 учебного года был организован филиал института в городе Нукус, а директором филиала был назначен профессор кафедры биохимии Ж.М. Мамутов. В настоящее время директором филиала является О.А. Антаниязова.

За прошедший период ТашПМИ подготовил около 30 000 врачей — педиатров, детских хирургов и инфекционистов из которых 1065 выпускников окончили с отличием.

В связи с увеличением количества студентов были расширены здания, учебные корпусы, клинические базы, общежития: в 1976-1978 годах было сдано в эксплуатацию 5 общежитий с 1860 койками, в 1976 году на территории института появилось новое современное морфологическое здание, в 1981 году учебно-лечебный корпус — школа САМПИ, в 1985 году новая детская клиника и в 1990 году был построен и сдан в эксплуатацию 4-этажное учебно-административный корпус института.

В 1977 году были организованы специальные подготовительные курсы для подготовки студентов к поступлению в институт. Позже эти курсы были преобразованы в подготовительный факультет, первым деканом которого был Х.Х. Хакимов, затем факультетом руководил заведующий кафедрой профессор С.С. Солиходжаев.

Если в 1974-1975 учебном году в ТашПМИ более 3,5 тысячам студентам преподавали 19 профессоров, 54 доцента ,178 ассистентов (из них 103 кандидатов наук), то к 2000-2001 учебному году 2514 студентом преподавали 349 преподавателей, из них 46 были докторами наук и 138 кандидатами наук. К 2012 году из 522 профессоров, преподающих  около 3000 студентам — 63 доктора наук и 218 кандидаты наук.

После того как Республика Узбекистан обрела независимость, были начаты крупные реформы в области медицинского образования, как и в других областях — была разработана новая национальная учебная программа и, согласно этой учебной программе, в медицинских институтах была создана 2-х уровневая подготовка врачей общей практики и магистров (бакалавриат и магистратура).

В настоящее время в медицинских институтах в частности, в ТашПМИ установлено 7-летнее обучение для врачей общей практики. Начиная с 2000-2001 учебного года ТашПМИ начал подготовку магистров по следующим специальностям:
— M 720201 Педиатр — продолжительность обучения 3 года
— M 720201 Анестезиолог-реаниматолог — продолжительность обучения 3 года
— M 720123 Семейный врач — продолжительность обучения 3 года

К 2012 году количество специальностей по магистратуре достигло 25.

В соответствии с проводимыми реформами в республике  в сфере образования в соответствии с требованиями рыночной экономики по созданию качественных кадров, особое внимание уделяется подготовке квалифицированных педиатров. За годы независимости число медицинских институтов увеличилось. Если в период до Независимости их было три в стране, то теперь их — 9, с тремя филиалами.

Учитывая это, с 1998 года количество студентов, поступивших в ТашПМИ, сократилось до 410, и начиная с 1994 года приём в институт осуществлялся на основе тестов. Данная форма приема в институт открыла возможности для одаренных студентов. С 1995 года институт также начинает рассматривать осуществление приема студентов на основании договора (платно-контрактной основе), и в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан помимо бюджетной квоты с 1997 года разрешается зачислять студентов на основании договора. С одной стороны, это подходило гражданам, удалось удовлетворить потребности некоторых общин, а с другой — сыграли большую роль в материальном развитии институтов государственного бюджета с точки зрения эффективности преподавания и материальных стимулов для учителей в рыночной экономике. Эффективность образовательного процесса находилась в центре внимания руководства института с момента его основания.