Обучение на кафедре проходят студенты 6 курса ТашПМИ, где преподаются предмет «Госпитальная детская хирургия» и основы детской амбулаторно-поликлинической хирургии, предусматривающее подготовки врачей общей практики для первичного звена здравоохранения. Кроме того, на кафедре обучаются клинические ординаторы и резиденты магистратуры по специальности – детская хирургия.
Основной клинической базой кафедры является городская детская клиническая хирургическая больница №2 города Ташкента. Коечный фонд больницы составляет 185 коек и включает отделения плановой хирургии, неотложной хирургии, хирургической инфекции, торакальной хирургии, травматологии-ортопедии и отделения реанимации и интенсивной терапии. Вспомогательными клиническими базами кафедры являются отделения неонатальной хирургии Республиканского Перинатального центра и отделение детской хирургии ГКДБ №1. Достаточно высокий коечный фонд различного хирургического профиля создает максимальное условия для преподавания детской хирургии по соответствующим ее разделам.
Расписание занятий на 2023/2024 учебный год по предмету «Детская хирургия» для студентов 6-го курса:
6-курс педиатрического факультета
По предмету госпитальной детской хирургии студенты 6-курса изучают распространённых хирургических заболеваний детского возраста при нетипичном и осложнённом течении, определить диагностическую и лечебную тактику, а также реабилитации и профилактики. В программе представлены заболевания по следующим разделам: абдоминальной, торакальной, гнойной хирургии, урологии, онкологии, проктологии и хирургии новорождённых. Занятия студентам VI курса проводится в стационаре.
При изучение предмета госпитальной детской хирургии студенты опираются на знания, полученных на 4-5 курсах. На 6 курсе основное внимание выделяется на дифференциальную диагностику хирургических заболеваний, атипичное и осложненное течение заболевания, выбор оптимальных диагностических и лечебных мероприятий при осложнениях хирургических заболеваний, а также профилактика и диспансеризация на первичном звене здравоохранения.
В преподавании наряду с традиционными методами (плакаты, цветные слайды, учебные рентгенограммы и т.д.) используют современные технические средства обучения – видео лекции, видеофрагменты сложнейших операций, электронные учебники. Благодаря инициативе проф. Н.Ш.Эргашева на кафедре организована библиотека, в фондах которой имеются учебники и монографии по детской хирургии, журналы. «Детская хирургия», «Хирургия», «Вестник хирургии», «Педиатрия», «Хирургия Узбекистана» и др. (всего свыше 100 наименований). Фондом библиотеки студенты могут пользоваться как в дневное время, так и во время дежурства в клинике.
Подготовить врача общего педиатра к самостоятельному ведению квалифицированной лечебно-профилактической работы в первичном звене здравоохранения, оказанию диагностической и лечебной помощи в экстренных ситуациях по скорой и неотложной помощи, оказанию диагностической и лечебной помощи на дому, в условиях дневного стационара, поликлиники при наиболее распространенных хирургических заболеваниях детей на различных этапах их течения, осуществлению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий в очагах массового поражения, вопросам реабилитации после выписки из стационара.
Цель — подготовить врача общего педиатра к самостоятельному ведению квалифицированной лечебно-профилактической работы в первичном звене здравоохранения, оказанию диагностической и лечебной помощи в экстренных ситуациях по скорой и неотложной помощи, оказанию диагностической и лечебной помощи на дому, в условиях дневного стационара, поликлиники при наиболее распространенных хирургических заболеваниях детей на различных этапах их течения, осуществлению санитарно—гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий в очагах массового поражения, вопросам реабилитации после выписки из стационара.
Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по данной учебной дисциплины.
Студент должен иметь понятия: новейшие данные об этиологии и патогенезе, современные классификации и клиническую картину хирургических патологий детского возраста. Критерии и методы диагностики, меры профилактики, а также диагностические возможности современных методов лабораторного и инструментального обследования, которые применяются при данных заболеваниях, показания и противопоказания к хирургическому методу лечения.
Студент должен знать:
• современную классификацию, осложненные формы и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических патологий детского возраста;
• клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной а также атипичных форме у детского населения;
• современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические, методы, ультразвуковую диагностику), а также диагностические возможности методов непосредственного исследования детей хирургического профиля.
• критерии диагноза, особенности дифференциальной диагностики и тактика оказания медицинскую помощь в первичном звене здравоохранения;
• методы хирургического лечения и показания к их применению. Показания и противопоказания к их назначению.
• клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональной выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей.
Студент должен иметь навыки по:
• оценить статус пациента, провести его полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса);
• методами общеклинического обследования и интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.
• алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту.
• алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза.
• Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
• Определять показания и консультации специалистов.
• Разрабатывать схемы реабилитационных режимов.
• Оказывать неотложную помощь в экстренных ситуациях.
• Уметь выполнять малые хирургические манипуляции и операции.
Тематический план лекции:
- 1. Современные тенденции в обследовании и организации лечебной тактики при хирургических заболеваниях и пороках развития у детей.
- 2. Синдром пальпируемой опухоли у детей.
- 3. Диагностика и тактика лечения заболеваний органов грудной полости, требующие неотложного лечения.
- 4. Диагностика и тактика лечения при пороках развития почек, мочевых путей и мочекаменной болезни у детей
- 5. Диагностика и тактика лечения при острой и хронической инфекции у детей.
- 6. Особенности диагностики и хирургического лечения острых хирургических заболеваний и врожденных пороков развития у новорожденных.
- 7. Диагностика и тактика лечения при острых хирургических заболеваниях у детей.
- 8. Диагностика, лечение и тактика семейного врача при врожденных пороках развития пищевода.
- 9. Диагностика, лечение и тактика семейного врача при остром и хроническом остеомиелите у детей.
- 10. Диагностика, лечение и тактика семейного врача при аномалиях развития желчевыводящих протоков у детей.
- 11. Диагностика, лечение и тактика семейного врача при аноректальных мальформациях у детей.
- 12. Диагностика, лечение и тактика семейного врача при врожденных пороках развития легких и бронхов у детей.
- 13. Диагностика, лечение и тактика семейного врача при повреждениях органов грудной клетки и брюшной полости у детей.
- 14. Диагностика и лечения осложненных форм эхинококкоза у детей.
- 15. Клиника, диагностика и лечения осложнений острого аппендицита у детей.
Тематический план практических занятий (Всего 140 часов):
- 1. Принципы оказания хирургической помощи детям. Отбор больных для амбулаторного и стационарного лечения. Сроки плановых оперативных вмешательств при хирургических заболеваниях и пороках развития органов и систем у детей.
- 2. Операции и лечебные манипуляции, выполняемые в условиях первичного звена здравоохранения.
- 3. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика атипичных и осложненных форм острого аппендицита у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 4. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика осложнений язвенной болезни желудка и 12- перстной кишки у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 5. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика закрытой травмы паренхиматозных и полых органов брюшной полости у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 6. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика закрытой травмы органов забрюшинного пространства у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 7. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика динамической и механической кишечной непроходимости у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 8. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика врожденной кишечной непроходимости у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 9. Аномалия развития желчевыводящих путей. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика механической желтухе у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 10. Осложненные заболевание толстой кишки и хронические запоры у детей. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика. Показании к оперативному вмешательству. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 11. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика аноректальных аномалий у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 12. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика ранних и поздних осложнениях химических и термических ожогах пищевода у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 13. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика инородных тел различной локализации у детей. Тактика врача общего педиатра. Диспансеризация и реабилитация.
- 14. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика врожденных пороках развития легких и бронхов у детей. Показании к оперативному вмешательству. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 15. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и основные принципы лечения бактериальных деструкций легких у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 16. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей у новорожденных и детей грудного возраста при неблагоприятном преморбидном фоне. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 17. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей у детей старшего возраста при неблагоприятном преморбидном фоне. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 18. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика острого гематогенного, хронического и атипичного остеомиелита у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 19. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика уропатий и острой задержки мочи у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 20. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика мочекаменной болезни у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация. Важность диетотерапии при мочекаменной болезни.
- 21. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика осложненных форм грыжи живота (паховая, пупочная, бедренная, белой линии живота). Заболевания яичка и элементов семенного канатика у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 22. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика врожденных пороков развития передней брюшной стенки у новорожденных. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 23. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика осложненных заболеваний пупка у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 24. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика осложнённых форм эхинококкоза у детей. Эхинококкоз редкой локализации. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 25. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика синдрома рвоты у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 26. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся с кровотечением из верхних отделов пищеварительного тракта у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 27. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся с кровотечением из нижних отделов пищеварительного тракта у детей. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
- 28. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика ожогов кожи и отморожение. Тактика семейного врача. Диспансеризация и реабилитация.
Практические занятия проводятся в аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием, с каждой академической группой отдельно. Занятия проводятся с использованием интерактивных педагогических технологий, которые заранее определяются педагогом. Преподавание госпитальной детской хирургии предусматривает использование в учебном процессе новых педагогических, информационно-коммуникационных технологий, баннеров, карт, слайдов, электронных версий учебной литературы и мультимедиа, наглядных пособий для практических занятий, раздаточного материала, ситуационных задач, тестов и наглядных пособий. Используются результаты практической медицины по госпитальной детской хирургии.
Тематика самостоятельного работа студента:
- 1. Методы консервативного лечения язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки у детей.
- 2. Причины, приводящие к развитию грыж передней брюшной стенки и заболеваний семенного канатика у детей. Необходимые меры профилактики врача педиатра.
- 3. Заболевание сосудов у детей.
- 4. Первичная хирургическая обработка ран. Вакцинация против столбняка.
- 5. Преимущества эндохирургии в детской хирургии.
- 6. Синдром острого живота у детей, заболевшими с Ковид-19.
- 7. Лабораторная диагностика внутреннего кровотечения. Клиническое течение геморрагического шока.
- 8. Роль современной компьютерной диагностики в детской хирургии.
Источники основной и дополнительной литературы:
Основная литература:
1. Сулаймонов А. С. и др. Болалар хирургияси. Ташкент, 2000.
2. Ленюшкин А.И., Хамраев А.Ж., Атакулов Ж.А. «Болалар колопроктолоияси» Тошкент. 2005.
3. Ю.Ф.Исаков. Хирургические болезни у детей.- М.: Медицина.- 1998.
4. Шамсиев А.М., Атакулов Д.О., Лёнюшкин А.И. Хирургические болезни детского возраста.- Ташкент: Ибн Сино.- 2001.
Дополнительная литература:
1. Ашкрафт К.У., Холдер Т.М. Детская хирургия. Т. 1;2;3. Санк-Петербург 1996, 1997, 1999.
2. Баиров Г.А. Срочная хирургия у детей. «Питер». 1997.
3. Баиров Г.А., Рошаль Л.М. Гнойная хирургия у детей. Л.: 1991.
4. Дронов А.Ф., Поддубный И.В., Котлобовский В.И. Эндоскопическая хирургия у детей. Москва «ГЭОТАР-МЕДИА». 2002.
5. Исаков Ю.Ф. Хирургические болезни детского возраста. Т. 1,2. Москва «ГЭОТАР-МЕДИА». 2004.
6. Исаков Ю.Ф. Хирургические болезни у детей. Москва. «Медицина» 1998.
7. Пугачев А.Г. Детская урология. Москва «ГЭОТАР-МЕДИА». 2009.
8. Шамсиев А.М. Острые деструктивные пневмонии у детей. Ташкент. «Абу Али Ибн Сино» 2013.
Интернет cайты:
1. www.ziyonet.uz
2. www.mediasphera.aha.ru/surgery/surg-mn.htm
3. www.childsurgeon.ru
4. www.hirurg-detyam.ru
5. www.childsurgeon.ru
6. www.doctor-roshal.ru
7. www.pediatria.kz
8. www.smdoctor.ru/child-surgery/
9. https://international-health-care.charite.de/ru/
10. www.pedclin.ru
Тестовые задание по госпитальной детской хирургии для 6 курса
Ситуационные задачи для 6-курса
Образовательные технологии для 6 курса
Вопросы промежуточного контроля для студентов 6 курса
Образовательнқе технологии по дисциплине Госпитальная Детская Хирургия 6 курс
Образовательнқе технологии по дисциплине Госпитальная Детская Хирургия 6 курс педиатрия