Обучение на кафедре проходят студенты 6 курса ТашПМИ, где преподаются предмет «Госпитальная детская хирургия» и основы детской амбулаторно-поликлинической хирургии, предусматривающее подготовки врачей общей практики для первичного звена здравоохранения. Кроме того, на кафедре обучаются клинические ординаторы и резиденты магистратуры по специальности – детская хирургия.

Основной клинической базой кафедры является городская детская клиническая хирургическая больница №2 города Ташкента. Коечный фонд больницы составляет 185 коек и включает отделения плановой хирургии, неотложной хирургии, хирургической инфекции, торакальной хирургии, травматологии-ортопедии и отделения реанимации и интенсивной терапии. Вспомогательными клиническими базами кафедры являются отделения неонатальной хирургии Республиканского Перинатального центра и отделение детской хирургии ГКДБ №1. Достаточно высокий коечный фонд различного хирургического профиля создает максимальное условия для преподавания детской хирургии по соответствующим ее разделам.

6-курс педиатрического факультета

В преподавании наряду с традиционными методами (плакаты, цветные слайды, учебные рентгенограммы и т.д.) используют современные технические средства обучения – видео лекции, видеофрагменты сложнейших операций, электронные учебники. Благодаря инициативе проф. Н.Ш.Эргашева на кафедре организована библиотека, в фондах которой имеются учебники и монографии по детской хирургии, журналы. «Детская хирургия», «Хирургия», «Вестник хирургии», «Педиатрия», «Хирургия Узбекистана» и др. (всего свыше 100 наименований). Фондом библиотеки студенты могут пользоваться как в дневное время, так и во время дежурства в клинике.

Подготовить врача общего педиатра к самостоятельному ведению квалифицированной лечебно-профилактической работы в первичном звене здравоохранения, оказанию диагностической и лечебной помощи в экстренных ситуациях по скорой и неотложной помощи, оказанию диагностической и лечебной помощи на дому, в условиях дневного стационара, поликлиники при наиболее распространенных хирургических заболеваниях детей на различных этапах их течения, осуществлению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий в очагах массового поражения, вопросам реабилитации после выписки из стационара.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по данной учебной дисциплины.

Студент должен иметь понятия: новейшие данные об этиологии и патогенезе, современные классификации и клиническую картину хирургических патологий детского возраста. Критерии и методы диагностики, меры профилактики, а также диагностические возможности современных методов лабораторного и инструментального обследования, которые применяются при данных заболеваниях, показания и противопоказания к хирургическому методу лечения.

Студент должен знать:
  • современную классификацию, осложненные формы и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических патологий детского возраста;
  • клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной а также атипичных форме у детского населения;
  • современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические, методы, ультразвуковую диагностику), а также диагностические возможности методов непосредственного исследования детей хирургического профиля.
  • критерии диагноза, особенности дифференциальной диагностики и тактика оказания медицинскую помощь в первичном звене здравоохранения;
  • методы хирургического лечения и показания к их применению. Показания и противопоказания к их назначению.
  • клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональной выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей.

Студент должен иметь навыки по:
  • оценить статус пациента, провести его полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса);
  • методами общеклинического обследования и интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.
  • алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту.
  • алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза.
  • Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
  • Определять показания и консультации специалистов.
  • Разрабатывать схемы реабилитационных режимов.
  • Оказывать неотложную помощь в экстренных ситуациях.
  • Уметь выполнять малые хирургические манипуляции и операции.

Тематический план лекции (Всего 10 часов):

1.Современные тенденции в обследовании и организации лечебной тактики при хирургических заболеваниях и пороках развития у детей.

2. Синдром пальпируемой опухоли у детей.

3. Диагностика и тактика лечения заболеваний органов грудной полости, требующие неотложного лечения.

4. Диагностика и тактика лечения при острых процессах органов брюшной полости у детей.

5. Диагностика и тактика лечения при пороках развития почек, мочевых путей и мочекаменной болезни у детей.

Лекции проводятся в актовом зале 2-городской детской хирургической клинической больницы города Ташкент с применением мультимедийных программ.

Тематический план практических занятий (Всего 134 часов):

1.Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика атипичных и осложненных форм острого аппендицита у детей. Тактика врача общего педиатра. Диспансеризация и реабилитация.

2. Диагностика, дифференциальная диагностика и тактика врача общего педиатра при осложнениях язвенной болезни желудка и 12- перстной кишки у детей. Диспансеризация и реабилитация.

3. Диагностика, дифференциальная диагностика и лечебная тактика врача общего педиатра при закрытой травмы органов брюшной полости и забрюшинного пространства у детей. Диспансеризация и реабилитация.

4. Диагностика, дифференциальная диагностика и тактика врача общего педиатра при динамической и механической кишечной непроходимости у детей. Диспансеризация и реабилитация.

5. Аномалия развития желчевыводящих путей. Механическая желтуха у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Тактика врача общего педиатра на догоспитальном этапе. Диспансеризация и реабилитация.

6. Осложненные заболевание толстой кишки и хронических запоров у детей. Дифференциальная диагностика. Показании к оперативному вмешательству. Тактика врача общего педиатра. Диспансеризация и реабилитация.

7. Ранние и поздние осложнения при химических и термических ожогах пищевода у детей. Тактика врача общего педиатра. Диспансеризация и реабилитация.

8. Диагностика и дифференциальная диагностика инородных тел различной локализации у детей. Тактика врача общего педиатра. Диспансеризация и реабилитация.

9. Бактериальная деструкция легких у детей. Дифференциальная диагностика, основные принципы лечения. Тактика врача общего педиатра. Диспансеризация и реабилитация.

10. Гнойно-воспалительные заболевания мягких тканей при неблагоприятном преморбидном фоне у детей. Диагностика и дифференциальная диагностика. Тактика врача общего педиатра. Диспансеризация и реабилитация.

11. Дифференциальная диагностика и лечебная тактика врача общего педиатра при остром, хроническом и атипичном остеомиелите у детей. Диспансеризация и реабилитация.

12. Дифференциальная диагностика и лечебная тактика при уропатиях, ануриях и острой задержки мочи у детей. Тактика врача общего педиатра. Диспансеризация и реабилитация.

13. Диагностика, дифференциальная диагностика и тактика врача педиатра при осложненных формах грыжи живота (паховая, пупочная, бедренная, белой линии живота), заболеваниях яичка и элементов семенного канатика у детей. Диспансеризация и реабилитация.

14. Диагностика, дифференциальная диагностика и тактика врача общего педиатра при осложнениях заболеваний пупка у детей. Диспансеризация и реабилитация.

15. Диагностика и дифференциальная диагностика при осложнённых формах эхинококкоза у детей. Эхинококкоз редкой локализации. Тактика врача общего педиатра. Диспансеризация и реабилитация.

16. Диагностика и тактика врача общего педиатра при заболеваниях, сопровождающихся с кровотечением из пищеварительного тракта у детей.

17. Реабилитация и диспансеризация детей с хирургическими заболеваниями органов брюшной полости. Профилактика заболеваний и послеоперационных осложнений, проведение диагностической и лечебной тактики при их возникновении в условиях первичного эвена здравоохранения.

18. Реабилитация и диспансеризация детей после урологических операций и мочекаменной болезни. Профилактика заболеваний и послеоперационных осложнений, проведение диагностической и лечебной тактики при их возникновении в условиях первичного эвена здравоохранения.

19. Реабилитация и диспансеризация детей с аноректальными заболеваниями и после проктологических операций. Профилактика заболеваний и послеоперационных осложнений, проведение диагностической и лечебной тактики при их возникновении в условиях первичного эвена здравоохранения.

20. Реабилитация и диспансеризация детей с хирургическими заболеваниями органов грудной клетки. Профилактика заболеваний и послеоперационных осложнений, проведение диагностической и лечебной тактики при их возникновении в условиях первичного эвена здравоохранения.

21. Диагностика и тактика врача общего педиатра при синдроме рвоты у детей.

Практические занятия проводятся в аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием, с каждой академической группой отдельно. Занятия проводятся с использованием интерактивных педагогических технологий, которые заранее определяются педагогом. Преподавание госпитальной детской хирургии предусматривает использование в учебном процессе новых педагогических, информационно-коммуникационных технологий, баннеров, карт, слайдов, электронных версий учебной литературы и мультимедиа, наглядных пособий для практических занятий, раздаточного материала, ситуационных задач, тестов и наглядных пособий. Используются результаты практической медицины по госпитальной детской хирургии.

Тематический план самостоятельной работы студента (Всего 19 часов):

1. Особенности течения острого типичного аппендицита у детей раннего возраста.
2. Клиника, диагностика и методы консервативного лечения язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки у детей, диспансерное наблюдение.
3. Лабораторная диагностика внутреннего кровотечения. Клиническое течение геморрагического шока. Клиническая картина неперфоративного перитонита.
4. Причины, приводящие к развитию грыж передней брюшной стенки и болезней семенного канатика. Необходимые меры профилактики врача педиатра.
5. Клиническая анатомия пупка. Уход за культей пупочного канатика у новорожденных. Клиническая анатомия желчного пузыря и желчных путей.
6. Причины и классификация хронического запора.
7. Течение и классификация термических и химических ожогов пищевода.
8. Виды и классификация бактериальной деструкции легких.
9. Основные причины, приводящие к острой задержке мочи. Профилактика острой задержки мочи у детей.
10. Виды и классификация врожденных аномалий почек и мочевыводящих путей.
11. Патогенез и комплекс лечебных мероприятий при гнойно-воспалительных заболеваниях.
12. Патогенез и профилактика острого и хронического остеомиелита.
13. Первичная хирургическая обработка ран. Вакцинация против столбняка.
14. Патогенез и классификация кишечной непроходимости.

Для выпольнения самостоятельной работы исходя из требований предмета студент может пользоватся следующими видамы работы: ползуясь интернетом и другой научной литературы студент берет новые данные по госпитальной детской хирургии и делает реферативные доклады и презентации.

Источники основной и дополнительной литературы:

Основная литература:

1. Сулаймонов А. С. и др. Болалар хирургияси. Ташкент, 2000.
2. Ленюшкин А.И., Хамраев А.Ж., Атакулов Ж.А. «Болалар колопроктолоияси» Тошкент. 2005.
3. Ю.Ф.Исаков. Хирургические болезни у детей.- М.: Медицина.- 1998.
4. Шамсиев А.М., Атакулов Д.О., Лёнюшкин А.И. Хирургические болезни детского возраста.- Ташкент: Ибн Сино.- 2001.

Дополнительная литература:

1. Ашкрафт К.У., Холдер Т.М. Детская хирургия. Т. 1;2;3. Санк-Петербург 1996, 1997, 1999.
2. Баиров Г.А. Срочная хирургия у детей. «Питер». 1997.
3. Баиров Г.А., Рошаль Л.М. Гнойная хирургия у детей. Л.: 1991.
4. Дронов А.Ф., Поддубный И.В., Котлобовский В.И. Эндоскопическая хирургия у детей. Москва «ГЭОТАР-МЕДИА». 2002.
5. Исаков Ю.Ф. Хирургические болезни детского возраста. Т. 1,2. Москва «ГЭОТАР-МЕДИА». 2004.
6. Исаков Ю.Ф. Хирургические болезни у детей. Москва. «Медицина» 1998.
7. Пугачев А.Г. Детская урология. Москва «ГЭОТАР-МЕДИА». 2009.
8. Шамсиев А.М. Острые деструктивные пневмонии у детей. Ташкент. «Абу Али Ибн Сино» 2013.

Интернет cайты:

1. www.ziyonet.uz
2. www.mediasphera.aha.ru/surgery/surg-mn.htm
3. www.childsurgeon.ru
4. www.hirurg-detyam.ru
5. www.childsurgeon.ru
6. www.doctor-roshal.ru
7. www.pediatria.kz
8. www.smdoctor.ru/child-surgery/
9. https://international-health-care.charite.de/ru/
10. www.pedclin.ru

Видеолекции:

Лекция №1. Часть 1. Современные тенденции в обследовании и организации лечебной тактики при хирургических заболеваниях и пороках развития у детей.
Лекция №1. Часть 2. Современные тенденции в обследовании и организации лечебной тактики при хирургических заболеваниях и пороках развития у детей.
Лекция №2. Часть 1. Синдром пальпируемой опухоли брюшной полости у детей.
Лекция №2. Часть 2. Синдром пальпируемой опухоли брюшной полости у детей.
Лекция №3. Часть 1. Диагностика и тактика лечения заболеваний органов грудной полости, требующие неотложного лечения.
Лекция №3. Часть 2. Диагностика и тактика лечения заболеваний органов грудной полости, требующие неотложного лечения.
Лекция №4. Часть 1. Диагностика и тактика лечения при острых процессах органов брюшной полости у детей.
Лекция №4. Часть 2. Диагностика и тактика лечения при острых процессах органов брюшной полости у детей.
Лекция №5. Часть 1. Диагностика и тактика лечения при пороках развития почек, мочевых путей и мочекаменной болезни у детей.
Лекция №5. Часть 2. Диагностика и тактика лечения при пороках развития почек, мочевых путей и мочекаменной болезни у детей.

Практические занятия:

Занятие №1

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие №6