Ответственный за учебно-методическую деятельность кафедры: д.м.н., доцент Раимкулова Н.Р.
Учебная деятельность на кафедре осуществляется согласно утвержденным типовым и рабочим программам, а также по индивидуальному рабочему и годовому плану.
Обучение на кафедре проходят студенты по образовательному направлению «Педиатрическое дело», «Лечебное дело», «Медико-педагогическое дело», «Медико-биологическое дело», также на кафедре обучаются клинические ординаторы и магистранты по специальности «Терапия», «Кардиология», «Пульмонология».

Тематический план практических занятий на 2023-2024 учебный год по модулю Пропедевтика внутренних болезней для студентов III курсов по направлению обучения Лечебное дело

№      Темы практических занятий   V семестр Объем кредита
ПрактическиеКлинические занятия
1Методы исследования системы пищеварения. Расспрос. Механизм симптомов и диагностическое значение. Общий осмотр, осмотр живота. Пальпация живота (поверхностная и глубокая). Диагностическое значение.22
2Лабораторно-инструментальные методы исследования системы пищеварения.22
3Основные клинические синдромы при заболеваниях органов пищеварения. Симптоматология гастритов (острый и хронический). Симптоматология язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки.22
4Диагностика и симптоматология энтеритов и колитов. Синдромы мальабсорбции ва мальдигистии.22
5Методы исследования печени и желчевыводящих путей. Расспрос, осмотр. Пальпация, перкуссия печени и желчного пузыря (правила и техника). Диагностическое значение.22
6Основные клинические синдромы при патологии печени и желчевыводящих путей: синдром желтухи, портальной гипертензии, печеночной недостаточности.22
7Современные лабораторные и инструментальные методы исследования печени и желчевыводящих путей.22
8Симптоматология и диагностика хронических гепатитов, холециститов, цирроза печени.22
9Методы исследования почек и системы мочеотделения. Расспрос, осмотр. Пальпация и перкуссия почек. Диагностическое значение.  2   2
10Лабораторные и инструментальные методы исследования почек и системы мочеотделения.  2   2
11Основные клинические синдромы при патологии почек: мочевой, нефротический, синдром почечной гипертензии, синдром почечной недостаточности.22
12Симптоматология, диагностика острого и хронического гломерулонефрита. Симптоматология и диагностика почечной недостаточности (острой и хронической).22
13Методы исследования кроветворной системы: расспрос, осмотр. Пальпация костей, лимфатических узлов, селезенки (правила и техника).22
14Клиническая лаборатория. Общий анализ крови. Диагностическое значение.22
15Основные клинические синдромы при болезнях системы крови. Симптоматология и диагностика анемий.  2 2
16Основные клинические синдромы при болезнях системы крови. Симптоматология и диагностика геморрагических диатезов. Понятие о лейкозах. Написание истории болезни.  2 2
17Методы исследования эндокринной системы. Расспрос, объективный осмотр, физикальные, лабораторно-инструментальные методы исследования.  2 2
18Симптоматология заболеваний щитовидной железы. Симптоматология сахарного диабета.  2  2
Всего  36  36

Тематический план лекций на 2023-2024 учебный год

по модулю Пропедевтика внутренних болезней для студентов III курсов по направлению обучения Педиатрическое дело

Темы лекционных занятий – V семестрОбъем в часах
1Острая ревматическая лихорадка. Пороки сердца: симптоматология митральных и аортальных пороков сердца.2
2Система пищеварения. Методы исследования пищевода, желудка, кишечника (расспрос, физикальные, лабораторно-инструментальные методы). Основные клинические синдромы при заболеваниях органов пищеварения.2
3Методы исследования печени и желчевыводящих путей: расспрос, физикальные методы исследования (осмотр, пальпация, перкуссия). Лабораторно-инструментальные методы исследования.2
4Основные клинические синдромы при патологии печени и желчевыводящих путей: синдром желтухи, портальной гипертензии, печеночной недостаточности. Симптоматология гепатитов, цирроза печени, хронического холецистита.2
5Почки и система мочеотделения. Методы исследования: расспрос, физикальные методы исследования (осмотр, пальпация, перкуссия).  Лабораторно-инструментальные методы исследования.  Основные клинические синдромы при патологии почек: мочевой, нефротический, синдром почечной гипертензии. Симптоматология острого и хронического гломерулонефрита и пиелонефрита, острой и хронической почечной недостаточности.2
6Методы исследования кроветворной системы: расспрос, осмотр, физикальные методы исследования (пальпация, перкуссия), лабораторно-инструментальные методы исследования.  Анемии.  Симптоматология железодефицитной и витамин В12 — фолиеводефицитной анемии.2
7Методы исследования эндокринной системы: расспрос, осмотр, физикальные методы исследования (пальпация, перкуссия), лабораторно-инструментальные методы исследования.  Симптоматология сахарного диабета, тиреотоксикоза и гипотиреоза.2
 Всего14

Тематический план практических занятий на 2023-2024 учебный год по модулю Пропедевтика внутренних болезней для студентов III курсов по направлению обучения Педиатрическое дело

          Темы практических занятий V семестрПрактическое занятиеКлиническое занятие
 Методы исследования системы пищеварения. Расспрос. Механизм симптомов и диагностическое значение. Общий осмотр, осмотр живота. Пальпация живота (поверхностная и глубокая). Диагностическое значение. Лабораторно-инструментальные методы исследования системы пищеварения.13
 Основные клинические синдромы при заболеваниях органов пищеварения. Симптоматология гастритов (острый и хронический). Симптоматология язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки.22
 Диагностика и симптоматология энтеритов и колитов. Синдромы мальабсорбции ва мальдигистии.13
 Методы исследования печени и желчевыводящих путей. Расспрос, осмотр. Пальпация, перкуссия печени и желчного пузыря (правила и техника). Диагностическое значение. 4
 Современные лабораторные и инструментальные методы исследования печени и желчевыводящих путей.22
 Основные клинические синдромы при патологии печени и желчевыводящих путей: синдром желтухи, портальной гипертензии, печеночной недостаточности. Симптоматология и диагностика хронических гепатитов, холециститов, цирроза печени.22
 Методы исследования почек и системы мочеотделения. Расспрос, осмотр. Пальпация и перкуссия почек. Диагностическое значение.22
 Лабораторные и инструментальные методы исследования почек и системы мочеотделения.13
 Основные клинические синдромы при патологии почек: мочевой, нефротический, синдром почечной гипертензии, синдром почечной недостаточности.22
 Симптоматология и диагностика острого и хронического гломерулонефрита и пиелонефрита. Симптоматология и диагностика почечной недостаточности (острой и хронической).13
 Методы исследования кроветворной системы: расспрос, осмотр. Пальпация костей, лимфатических узлов, селезенки (правила и техника).22
 Основные клинические синдромы при болезнях системы крови. Симптоматология и диагностика анемий.22
 Основные клинические синдромы при болезнях системы крови. Симптоматология и диагностика геморрагических диатезов. Понятие о лейкозах. Написание истории болезни.22
 Методы исследования эндокринной системы. Расспрос, объективный осмотр, физикальные, лабораторно-инструментальные методы исследования.22
 Симптоматология заболеваний щитовидной железы. Симптоматология сахарного диабета. 2
 Всего22   36

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ ДЛЯ 4 КУРСА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема лекции и ее содержаниеКоличество часов
1Острый ревматический лихорадка.  Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2 часов
2Гипертоническая болезнь. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2 часов
3Атеросклероз. ИБС. Стенокардия. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2 часов
4Инфаркт миокарда.  Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2 часов
5ХСН. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2 часов
6Аритмия.  Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, ЭКГ критерии,  диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2 часов
7Блокады сердца. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2 часов
Всего14 часов

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ ДЛЯ 4 КУРСА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Темы и содержание практических занятийКоличество часов
Практика (теория)Клин. учебная практика
 ОРЛ. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. 2,02,0
 Митралные пороки сердца.  Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.3,03,0
 Гипертоническая болезнь. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2,0  2,0
 Атеросклероз. ИБС. Стенокардия. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.         2,0  2,0         3,0
 Инфаркт миокарда.  Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. 2,02,0
 Миокардиты.  Перикардит. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.3,0    3,0
 Кардиомиопатии. ХСН. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2,0  2,0
 Аритмии сердца.  Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2,0  2,0
 Блокады сердце.  Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика.2,0  2,0
Всего2020

Хронологическая карта к практическим занятиям для 1 смены

Этапы проведения занятийРаспределение учебного времени
9.00-9.05Организационная часть
9.05-10.20Контроль исходного уровня предыдущего занятия Осмотр тематического больного.
10.20-10.35Перерыв
10. 35-11.55Теоретический разбор новой темы. Демонстрация выполнения практических навыков новой темы. Разбор тематического больного. Заключение практического занятия, подведение итогов. Тестовый контроль знаний. Самостоятельное выполнение практических навыков. Объяснение новой темы занятия.

Хронологическая карта к практическим занятиям для 2 смены

Этапы проведения занятийРаспределение учебного времени
12.55-13.00Организационная часть
13.00-14.15Контроль исходного уровня предыдущего занятия Осмотр тематического больного.
14.15-14.30Перерыв
14.30-15.50Теоретический разбор новой темы. Демонстрация выполнения практических навыков новой темы. Разбор тематического больного. Заключение практического занятия, подведение итогов. Тестовый контроль знаний. Самостоятельное выполнение практических навыков. Объяснение новой темы занятия.

Хронокарты к занятиям  по факультетской терапии

для  IV курса в дни лекции

(  № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

8:30-10.00Организационная часть (приветствие, перекличка). Представление лекционного материала
1.10.00-10:15Перемена  
2.10:15-11:00Определить тему и цель занятия, обосновать актуальность заболеваний (этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение)
311.00-11.45   Курация  тематических больных  в отделении  
4. 11:45-12:30Перемена
512.30- 13.15 Разбор курированных больных в отделении, интерпретация лабораторно-инструментальных данных  и постановка диагноза
6.  13:15-14:00 Обобщение занятия с оценкой знаний студентов и объяснение новой темы занятия  

Хронологическая карта к занятиям  № 2, 5

8:30-10.00Организационная часть (приветствие, перекличка). Определить тему и цель занятия, обосновать актуальность заболеваний (этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение)  
1.10.00-10:15Перемена  
2.10:15-11:00Контрольные ситуационные задачи, дифференцировнный диагноз по классификации,  деловые игры, ситуационные задачи, тесты , составление органайзеров
311.00-11.45   Курация  тематических больных  в отделении  
4. 11:45-12:30Перемена
512.30- 13.15 Разбор курированных больных в отделении, интерпретация лабораторно-инструментальных данных  и постановка диагноза
6.  13:15-14:00 Обобщение занятия с оценкой знаний студентов и объяснение новой темы занятия