Ответственный за учебно-методическую деятельность кафедры: д.м.н., доцент Раимкулова Н.Р.
Учебная деятельность на кафедре осуществляется согласно утвержденным типовым и рабочим программам, а также по индивидуальному рабочему и годовому плану.
Обучение на кафедре проходят студенты по образовательному направлению «Педиатрическое дело», «Лечебное дело», «Медико-педагогическое дело», «Медико-биологическое дело», также на кафедре обучаются клинические ординаторы и магистранты по специальности «Терапия», «Кардиология», «Пульмонология».
Тематический план практических занятий на 2023-2024 учебный год по модулю Пропедевтика внутренних болезней для студентов III курсов по направлению обучения Лечебное дело
№ | Темы практических занятий V семестр | Объем кредита | |
Практические | Клинические занятия | ||
1 | Методы исследования системы пищеварения. Расспрос. Механизм симптомов и диагностическое значение. Общий осмотр, осмотр живота. Пальпация живота (поверхностная и глубокая). Диагностическое значение. | 2 | 2 |
2 | Лабораторно-инструментальные методы исследования системы пищеварения. | 2 | 2 |
3 | Основные клинические синдромы при заболеваниях органов пищеварения. Симптоматология гастритов (острый и хронический). Симптоматология язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки. | 2 | 2 |
4 | Диагностика и симптоматология энтеритов и колитов. Синдромы мальабсорбции ва мальдигистии. | 2 | 2 |
5 | Методы исследования печени и желчевыводящих путей. Расспрос, осмотр. Пальпация, перкуссия печени и желчного пузыря (правила и техника). Диагностическое значение. | 2 | 2 |
6 | Основные клинические синдромы при патологии печени и желчевыводящих путей: синдром желтухи, портальной гипертензии, печеночной недостаточности. | 2 | 2 |
7 | Современные лабораторные и инструментальные методы исследования печени и желчевыводящих путей. | 2 | 2 |
8 | Симптоматология и диагностика хронических гепатитов, холециститов, цирроза печени. | 2 | 2 |
9 | Методы исследования почек и системы мочеотделения. Расспрос, осмотр. Пальпация и перкуссия почек. Диагностическое значение. | 2 | 2 |
10 | Лабораторные и инструментальные методы исследования почек и системы мочеотделения. | 2 | 2 |
11 | Основные клинические синдромы при патологии почек: мочевой, нефротический, синдром почечной гипертензии, синдром почечной недостаточности. | 2 | 2 |
12 | Симптоматология, диагностика острого и хронического гломерулонефрита. Симптоматология и диагностика почечной недостаточности (острой и хронической). | 2 | 2 |
13 | Методы исследования кроветворной системы: расспрос, осмотр. Пальпация костей, лимфатических узлов, селезенки (правила и техника). | 2 | 2 |
14 | Клиническая лаборатория. Общий анализ крови. Диагностическое значение. | 2 | 2 |
15 | Основные клинические синдромы при болезнях системы крови. Симптоматология и диагностика анемий. | 2 | 2 |
16 | Основные клинические синдромы при болезнях системы крови. Симптоматология и диагностика геморрагических диатезов. Понятие о лейкозах. Написание истории болезни. | 2 | 2 |
17 | Методы исследования эндокринной системы. Расспрос, объективный осмотр, физикальные, лабораторно-инструментальные методы исследования. | 2 | 2 |
18 | Симптоматология заболеваний щитовидной железы. Симптоматология сахарного диабета. | 2 | 2 |
Всего | 36 | 36 |
Тематический план лекций на 2023-2024 учебный год
по модулю Пропедевтика внутренних болезней для студентов III курсов по направлению обучения Педиатрическое дело
№ | Темы лекционных занятий – V семестр | Объем в часах |
1 | Острая ревматическая лихорадка. Пороки сердца: симптоматология митральных и аортальных пороков сердца. | 2 |
2 | Система пищеварения. Методы исследования пищевода, желудка, кишечника (расспрос, физикальные, лабораторно-инструментальные методы). Основные клинические синдромы при заболеваниях органов пищеварения. | 2 |
3 | Методы исследования печени и желчевыводящих путей: расспрос, физикальные методы исследования (осмотр, пальпация, перкуссия). Лабораторно-инструментальные методы исследования. | 2 |
4 | Основные клинические синдромы при патологии печени и желчевыводящих путей: синдром желтухи, портальной гипертензии, печеночной недостаточности. Симптоматология гепатитов, цирроза печени, хронического холецистита. | 2 |
5 | Почки и система мочеотделения. Методы исследования: расспрос, физикальные методы исследования (осмотр, пальпация, перкуссия). Лабораторно-инструментальные методы исследования. Основные клинические синдромы при патологии почек: мочевой, нефротический, синдром почечной гипертензии. Симптоматология острого и хронического гломерулонефрита и пиелонефрита, острой и хронической почечной недостаточности. | 2 |
6 | Методы исследования кроветворной системы: расспрос, осмотр, физикальные методы исследования (пальпация, перкуссия), лабораторно-инструментальные методы исследования. Анемии. Симптоматология железодефицитной и витамин В12 — фолиеводефицитной анемии. | 2 |
7 | Методы исследования эндокринной системы: расспрос, осмотр, физикальные методы исследования (пальпация, перкуссия), лабораторно-инструментальные методы исследования. Симптоматология сахарного диабета, тиреотоксикоза и гипотиреоза. | 2 |
Всего | 14 |
Тематический план практических занятий на 2023-2024 учебный год по модулю Пропедевтика внутренних болезней для студентов III курсов по направлению обучения Педиатрическое дело
№ | Темы практических занятий – V семестр | Практическое занятие | Клиническое занятие |
Методы исследования системы пищеварения. Расспрос. Механизм симптомов и диагностическое значение. Общий осмотр, осмотр живота. Пальпация живота (поверхностная и глубокая). Диагностическое значение. Лабораторно-инструментальные методы исследования системы пищеварения. | 1 | 3 | |
Основные клинические синдромы при заболеваниях органов пищеварения. Симптоматология гастритов (острый и хронический). Симптоматология язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки. | 2 | 2 | |
Диагностика и симптоматология энтеритов и колитов. Синдромы мальабсорбции ва мальдигистии. | 1 | 3 | |
Методы исследования печени и желчевыводящих путей. Расспрос, осмотр. Пальпация, перкуссия печени и желчного пузыря (правила и техника). Диагностическое значение. | 4 | ||
Современные лабораторные и инструментальные методы исследования печени и желчевыводящих путей. | 2 | 2 | |
Основные клинические синдромы при патологии печени и желчевыводящих путей: синдром желтухи, портальной гипертензии, печеночной недостаточности. Симптоматология и диагностика хронических гепатитов, холециститов, цирроза печени. | 2 | 2 | |
Методы исследования почек и системы мочеотделения. Расспрос, осмотр. Пальпация и перкуссия почек. Диагностическое значение. | 2 | 2 | |
Лабораторные и инструментальные методы исследования почек и системы мочеотделения. | 1 | 3 | |
Основные клинические синдромы при патологии почек: мочевой, нефротический, синдром почечной гипертензии, синдром почечной недостаточности. | 2 | 2 | |
Симптоматология и диагностика острого и хронического гломерулонефрита и пиелонефрита. Симптоматология и диагностика почечной недостаточности (острой и хронической). | 1 | 3 | |
Методы исследования кроветворной системы: расспрос, осмотр. Пальпация костей, лимфатических узлов, селезенки (правила и техника). | 2 | 2 | |
Основные клинические синдромы при болезнях системы крови. Симптоматология и диагностика анемий. | 2 | 2 | |
Основные клинические синдромы при болезнях системы крови. Симптоматология и диагностика геморрагических диатезов. Понятие о лейкозах. Написание истории болезни. | 2 | 2 | |
Методы исследования эндокринной системы. Расспрос, объективный осмотр, физикальные, лабораторно-инструментальные методы исследования. | 2 | 2 | |
Симптоматология заболеваний щитовидной железы. Симптоматология сахарного диабета. | 2 | ||
Всего | 22 | 36 |
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ ДЛЯ 4 КУРСА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Тема лекции и ее содержание | Количество часов |
1 | Острый ревматический лихорадка. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2 часов |
2 | Гипертоническая болезнь. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2 часов |
3 | Атеросклероз. ИБС. Стенокардия. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2 часов |
4 | Инфаркт миокарда. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2 часов |
5 | ХСН. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2 часов |
6 | Аритмия. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, ЭКГ критерии, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2 часов |
7 | Блокады сердца. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2 часов |
Всего | 14 часов |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ ДЛЯ 4 КУРСА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Темы и содержание практических занятий | Количество часов | |
Практика (теория) | Клин. учебная практика | ||
ОРЛ. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2,0 | 2,0 | |
Митралные пороки сердца. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 3,0 | 3,0 | |
Гипертоническая болезнь. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2,0 | 2,0 | |
Атеросклероз. ИБС. Стенокардия. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2,0 | 2,0 3,0 | |
Инфаркт миокарда. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2,0 | 2,0 | |
Миокардиты. Перикардит. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 3,0 | 3,0 | |
Кардиомиопатии. ХСН. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2,0 | 2,0 | |
Аритмии сердца. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2,0 | 2,0 | |
Блокады сердце. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация, клиника, диагностика, интерпретация лабораторных данных, стандарты лечения, профилактика. | 2,0 | 2,0 | |
Всего | 20 | 20 |
Хронологическая карта к практическим занятиям для 1 смены
Этапы проведения занятий | Распределение учебного времени |
9.00-9.05 | Организационная часть |
9.05-10.20 | Контроль исходного уровня предыдущего занятия Осмотр тематического больного. |
10.20-10.35 | Перерыв |
10. 35-11.55 | Теоретический разбор новой темы. Демонстрация выполнения практических навыков новой темы. Разбор тематического больного. Заключение практического занятия, подведение итогов. Тестовый контроль знаний. Самостоятельное выполнение практических навыков. Объяснение новой темы занятия. |
Хронологическая карта к практическим занятиям для 2 смены
Этапы проведения занятий | Распределение учебного времени |
12.55-13.00 | Организационная часть |
13.00-14.15 | Контроль исходного уровня предыдущего занятия Осмотр тематического больного. |
14.15-14.30 | Перерыв |
14.30-15.50 | Теоретический разбор новой темы. Демонстрация выполнения практических навыков новой темы. Разбор тематического больного. Заключение практического занятия, подведение итогов. Тестовый контроль знаний. Самостоятельное выполнение практических навыков. Объяснение новой темы занятия. |
Хронокарты к занятиям по факультетской терапии
для IV курса в дни лекции
( № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
№ | 8:30-10.00 | Организационная часть (приветствие, перекличка). Представление лекционного материала |
1. | 10.00-10:15 | Перемена |
2. | 10:15-11:00 | Определить тему и цель занятия, обосновать актуальность заболеваний (этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение) |
3 | 11.00-11.45 | Курация тематических больных в отделении |
4. | 11:45-12:30 | Перемена |
5 | 12.30- 13.15 | Разбор курированных больных в отделении, интерпретация лабораторно-инструментальных данных и постановка диагноза |
6. | 13:15-14:00 | Обобщение занятия с оценкой знаний студентов и объяснение новой темы занятия |
Хронологическая карта к занятиям № 2, 5
№ | 8:30-10.00 | Организационная часть (приветствие, перекличка). Определить тему и цель занятия, обосновать актуальность заболеваний (этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение) |
1. | 10.00-10:15 | Перемена |
2. | 10:15-11:00 | Контрольные ситуационные задачи, дифференцировнный диагноз по классификации, деловые игры, ситуационные задачи, тесты , составление органайзеров |
3 | 11.00-11.45 | Курация тематических больных в отделении |
4. | 11:45-12:30 | Перемена |
5 | 12.30- 13.15 | Разбор курированных больных в отделении, интерпретация лабораторно-инструментальных данных и постановка диагноза |
6. | 13:15-14:00 | Обобщение занятия с оценкой знаний студентов и объяснение новой темы занятия |